Аккорд
Аккорд - набор 3 и более нот.
Нижняя нота называется основанием аккорда (или основным тоном, примой). Когда говорят "Аккорд на *n* ступени", имеют в виду что эта ступень является основанием аккорда.
Остальные ноты могут называться по интервалу, который они образуют с основанием. Например: терцовый тон (или просто "терция") - нота из аккорда, отстоящая на терцию от основания, квинтовый тон (или "квинта") - нота, отстоящая на квинту от основания.
Трезвучие
Трезвучие - аккорд из трёх нот, расположенных по терциям (между нижней и средней - терция, и между средней и верхней - терция).
В зависимости от того, большие, или малые терции входят в трезвучие, выделяют виды трезвучий:
Мажорное | б3 + м3 |
Минорное | м3 + б3 |
Уменьшённое | м3 + м3 |
Увеличенное | б3 + б3 |
У мажорного и минорного трезвучий крайние звуки образуют чистую квинту. У уменьшённого - уменьшённую квинту, у увеличенного - увеличенную.
Трезвучие обозначается цифрами 53 (терция и квинта от основания): мажорное - Б53, минорное - М53, уменьшённое - Ум53, увеличенное - Ув53.
Трезвучие, построенное на первой ступени является основным аккордом тональности. Оно состоит из I, III и V ступеней. Для обозначения такого трезвучия используют название тональности: G53, Am53, либо опуская цифры 53: C, Dm, E♭, F♯m.
Уменьшённое трезвучие может обозначаться как -5, dim, m-5: E-5, G♯dim, D♭m-5.
Увеличенное трезвучие может обозначаться как +5, aug: D+5, A♭aug.
Примеры:
(ми, соль♯, си) - мажорное трезвучие
(си, ре, фа♯) - минорное трезвучие
(фа♯, ля, до) - уменьшённое трезвучие
(ре♭, фа, ля) - увеличенное трезвучие
Септаккорд
Септаккорд - аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками получается септима, откуда и название аккорда.
Для классификации септаккордов удобно разделить их на трезвучие + септима от основания (терция к верхней ноте).
Б53 + м7 | Малый мажорный, доминантсептаккорд | б3 + м3 + м3 | мБ7 |
Б53 + б7 | Большой мажорный | б3 + м3 + б3 | бБ7 |
М53 + м7 | Малый минорный | м3 + б3 + м3 | мМ7 |
М53 + б7 | Большой минорный | м3 + б3 + б3 | бМ7 |
Ум53 + ум7 | Уменьшённый | м3 + м3 + м3 | умУм7 |
Ум53 + м7 | Полууменьшённый, малый уменьшённый | м3 + м3 + б3 | мУм7 |
Ув53 + б7 | Большой увеличенный | б3 + б3 + м3 | бУв7 |
Обозначения:
Малый мажорный - 7: C7, E♭7, A7
Большой мажорный - maj7, +7, Δ : Dmaj7, G+7, A♭Δ
Малый минорный - m7: Em7, C♯m7, F♯m7
Большой минорный - mmaj7, m+7 или mΔ: Cmmaj7, E♭m+7, GmΔ
Уменьшённый - dim7 или °, °7: F♯dim7, A°, D♯°7, иногда просто dim, вместо уменьшённого трезвучия: Cdim
Полууменьшённый m7-5, Ø, Ø7 или mØ: Am7-5, G♯Ø, C♯Ø7, D♭mØ
Большой увеличенный - +5maj7, +5+7, +Δ7: F+5maj7, G♭+5+7, E♭+Δ7
Примеры:
C7 - (до, ми, соль, си♭)
Fmaj7 - (фа, ля, до, ми)
C♯m7 - (до♯, ми, соль♯, си)
D♭mmaj7 - (ре♭, фа♭, ля♭, до)
Gdim7 - (соль, си♭, ре, фа♭)
Em7-5 - (ми, соль, си♭, ре)
F+5maj7 - (фа, ля, до♯, ми)
С добавлением интервала
Если у аккорда указывается цифра 2, 4, или 6, это значит что к обычному трезвучию добавляется интервал от основания аккорда, соответствующий цифре. Секунда добавляется большая, кварта - чистая, секста - большая для мажорного трезвучия и малая для минорного.
Например:
C2 - (до, ре, ми, соль)
F♯m4 - (фа♯, ля, си, до♯)
G6 - (соль, си, ре, ми)
Gm6 - (соль, си♭, ре, ми♭)
Если вместе с 2 или 4 указывается “sus” (от sustain), то терция “задерживается” (не включается в аккорд). При этом мажорность или минорность теряет значение, так как III ступени в аккорде нет. Поэтому “msus” не пишут, используют только просто “sus”.
Например:
Dsus2 - (ре, ми, ля)
Fsus4 - (фа, си♭, до)
Если при пометке “sus” не указывается интервал, то обычно по умолчанию добавляется кварта (то есть то же самое что “sus4”).
Если указывается какая-либо цифра со знаком + или -, то соответствующий интервал увеличивается или уменьшается. Под это правило подходят, в том числе, обозначения увеличенного и уменьшённого трезвучий: +5, -5 - квинта увеличенная, или уменьшённая.
Если указывается цифра 9, то добавляются малая септима и нона (октава + секунда). Нона, как и секунда, по умолчанию добавляется большая. Если указывается “add9”, то добавляется только нона (то же самое что 2, с точностью до октавы). “maj9” - добавляются большая септима и нона. “+9”, “-9” - малая септима и увеличенная или малая нона (в соответствии с правилом для + и -).
Например:
C9 - (до, ми, соль, си♭, ре)
Dm9 - (ре, фа, ля, до♯, ми)
E♭add9 - (ми♭, соль, си♭, фа)
F♯mmaj9 - (фа♯, ля, до♯, ми♯, соль♯)
G+9 - (соль, си, ре, фа♯, ля♯)
Am-9 - (ля, до, ми, соль, си♭)
Обращения
Так же, как и у интервалов, перенос нижней ноты на октаву вверх образует обращение аккорда. Основанием становится нота, бывшая в аккорде второй снизу. Поскольку у аккорда больше двух нот, у него будет и больше одного обращения.
Обращения трезвучия
Секстаккорд
При переносе нижней ноты трезвучия на октаву вверх основанием становится терцовый тон. От него до бывшей квинты остаётся терция, а до бывшего основания, которое теперь наверху получается секста.
Обращение трезвучия с терцовым тоном в основании называется секстаккордом. Обозначение: Б6, М6.
Например, секстаккорды
До мажора - (ми, соль, до)
Ми минора - (соль, си, ми)
От ноты ре - (ре, фа, си♭) - си♭ мажор
От ноты ля - (ля, до♯, фа♯) - фа♯ минор
Квартсекстаккорд
При переносе нижней ноты секстаккорда на октаву вверх основанием становится квинтовый тон начального трезвучия. От него до бывшего основания трезвучия получается кварта, а до бывшей терции трезвучия - секста.
Обращение трезвучия с квинтовым тоном в основании называется квартсекстаккордом. Обозначение: Б64, М64.
Например, квартсекстаккорды
Фа мажора - (до, фа, ля)
Ля минора - (ми, ля, до)
От ноты си♭ - (си♭, ми♭, соль) - ми♭ мажор
От ноты соль♯ - (соль♯, до♯, ми) - до♯ минор
Обращения септаккорда
В септаккорде ноты расположены от основания по интервалам: 3, 5, 7 (терция, квинта, септима).
Обращения получаются такие:
- С терцовым тоном в основании интервалы получаются: 3, 5, 6. Обращение называется квинтсекстаккорд. Обозначение: мБ65, бБ65 и т.п.
- С квинтовым тоном в основании интервалы получаются: 3, 4, 6. Обращение называется терцквартаккорд. Обозначение: мБ43, мМ43 и т.п.
- С септимой в основании интервалы получаются: 2, 4, 6. Обращение называется секундаккорд. Обозначение: мУм2, бБ2 и т.п.
Обозначение через бас
Обращение определяется по основанию, остальные ноты могут быть разбросаны по октавам как угодно. Поэтому часто пишут основной аккорд и бас. Например: C/E - секстаккорд до мажора. D7/A - малый мажорный терцквартаккорд ре мажора.
Бывает, что нота в басу не учитывается при написании названия аккорда. Например: Am/G - то же самое что Am7/G - секундаккорд ля минора, Em/C - то же что Cmaj7 - большой мажорный септаккорд до мажора.