Аккорд

Аккорд - набор 3 и более нот.

Нижняя нота называется основанием аккорда (или основным тоном, примой). Когда говорят "Аккорд на *n* ступени", имеют в виду что эта ступень является основанием аккорда.

Остальные ноты могут называться по интервалу, который они образуют с основанием. Например: терцовый тон (или просто "терция") - нота из аккорда, отстоящая на терцию от основания, квинтовый тон (или "квинта") - нота, отстоящая на квинту от основания.

Трезвучие

Трезвучие - аккорд из трёх нот, расположенных по терциям (между нижней и средней - терция, и между средней и верхней - терция).

В зависимости от того, большие, или малые терции входят в трезвучие, выделяют виды трезвучий:

Мажорноеб3 + м3
Минорноем3 + б3
Уменьшённоем3 + м3
Увеличенноеб3 + б3

У мажорного и минорного трезвучий крайние звуки образуют чистую квинту. У уменьшённого - уменьшённую квинту, у увеличенного - увеличенную.

Трезвучие обозначается цифрами 53 (терция и квинта от основания): мажорное - Б53, минорное - М53, уменьшённое - Ум53, увеличенное - Ув53.

Трезвучие, построенное на первой ступени является основным аккордом тональности. Оно состоит из I, III и V ступеней. Для обозначения такого трезвучия используют название тональности: G53, Am53, либо опуская цифры 53: C, Dm, E♭, F♯m.

Уменьшённое трезвучие может обозначаться как -5, dim, m-5: E-5, G♯dim, D♭m-5.

Увеличенное трезвучие может обозначаться как +5, aug: D+5, A♭aug.

Примеры:
(ми, соль♯, си) - мажорное трезвучие
(си, ре, фа♯) - минорное трезвучие
(фа♯, ля, до) - уменьшённое трезвучие
(ре♭, фа, ля) - увеличенное трезвучие

Септаккорд

Септаккорд - аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками получается септима, откуда и название аккорда.

Для классификации септаккордов удобно разделить их на трезвучие + септима от основания (терция к верхней ноте).

Б53 + м7Малый мажорный,
доминантсептаккорд
б3 + м3 + м3мБ7
Б53 + б7Большой мажорныйб3 + м3 + б3бБ7
М53 + м7Малый минорныйм3 + б3 + м3мМ7
М53 + б7Большой минорныйм3 + б3 + б3бМ7
Ум53 + ум7Уменьшённыйм3 + м3 + м3умУм7
Ум53 + м7Полууменьшённый,
малый уменьшённый
м3 + м3 + б3мУм7
Ув53 + б7Большой увеличенныйб3 + б3 + м3бУв7

Обозначения:
Малый мажорный - 7: C7, E♭7, A7
Большой мажорный - maj7, +7, Δ : Dmaj7, G+7, A♭Δ
Малый минорный - m7: Em7, C♯m7, F♯m7
Большой минорный - mmaj7, m+7 или mΔ: Cmmaj7, E♭m+7, GmΔ
Уменьшённый - dim7 или °, °7: F♯dim7, A°, D♯°7, иногда просто dim, вместо уменьшённого трезвучия: Cdim
Полууменьшённый m7-5, Ø, Ø7 или mØ: Am7-5, G♯Ø, C♯Ø7, D♭mØ
Большой увеличенный - +5maj7, +5+7, +Δ7: F+5maj7, G♭+5+7, E♭+Δ7

Примеры:
C7 - (до, ми, соль, си♭)
Fmaj7 - (фа, ля, до, ми)
C♯m7 - (до♯, ми, соль♯, си)
D♭mmaj7 - (ре♭, фа♭, ля♭, до)
Gdim7 - (соль, си♭, ре, фа♭)
Em7-5 - (ми, соль, си♭, ре)
F+5maj7 - (фа, ля, до♯, ми)

С добавлением интервала

Если у аккорда указывается цифра 2, 4, или 6, это значит что к обычному трезвучию добавляется интервал от основания аккорда, соответствующий цифре. Секунда добавляется большая, кварта - чистая, секста - большая для мажорного трезвучия и малая для минорного.

Например:
C2 - (до, ре, ми, соль)
F♯m4 - (фа♯, ля, си, до♯)
G6 - (соль, си, ре, ми)
Gm6 - (соль, си♭, ре, ми♭)

Если вместе с 2 или 4 указывается “sus” (от sustain), то терция “задерживается” (не включается в аккорд). При этом мажорность или минорность теряет значение, так как III ступени в аккорде нет. Поэтому “msus” не пишут, используют только просто “sus”.

Например:
Dsus2 - (ре, ми, ля)
Fsus4 - (фа, си♭, до)

Если при пометке “sus” не указывается интервал, то обычно по умолчанию добавляется кварта (то есть то же самое что “sus4”).

Если указывается какая-либо цифра со знаком + или -, то соответствующий интервал увеличивается или уменьшается. Под это правило подходят, в том числе, обозначения увеличенного и уменьшённого трезвучий: +5, -5 - квинта увеличенная, или уменьшённая.

Если указывается цифра 9, то добавляются малая септима и нона (октава + секунда). Нона, как и секунда, по умолчанию добавляется большая. Если указывается “add9”, то добавляется только нона (то же самое что 2, с точностью до октавы). “maj9” - добавляются большая септима и нона. “+9”, “-9” - малая септима и увеличенная или малая нона (в соответствии с правилом для + и -).

Например:
C9 - (до, ми, соль, си♭, ре)
Dm9 - (ре, фа, ля, до♯, ми)
E♭add9 - (ми♭, соль, си♭, фа)
F♯mmaj9 - (фа♯, ля, до♯, ми♯, соль♯)
G+9 - (соль, си, ре, фа♯, ля♯)
Am-9 - (ля, до, ми, соль, си♭)

Обращения

Так же, как и у интервалов, перенос нижней ноты на октаву вверх образует обращение аккорда. Основанием становится нота, бывшая в аккорде второй снизу. Поскольку у аккорда больше двух нот, у него будет и больше одного обращения.

Обращения трезвучия

Секстаккорд

При переносе нижней ноты трезвучия на октаву вверх основанием становится терцовый тон. От него до бывшей квинты остаётся терция, а до бывшего основания, которое теперь наверху получается секста.

Обращение трезвучия с терцовым тоном в основании называется секстаккордом. Обозначение: Б6, М6.

Например, секстаккорды
До мажора - (ми, соль, до)
Ми минора - (соль, си, ми)
От ноты ре - (ре, фа, си♭) - си♭ мажор
От ноты ля - (ля, до♯, фа♯) - фа♯ минор

Квартсекстаккорд

При переносе нижней ноты секстаккорда на октаву вверх основанием становится квинтовый тон начального трезвучия. От него до бывшего основания трезвучия получается кварта, а до бывшей терции трезвучия - секста.

Обращение трезвучия с квинтовым тоном в основании называется квартсекстаккордом. Обозначение: Б64, М64.

Например, квартсекстаккорды
Фа мажора - (до, фа, ля)
Ля минора - (ми, ля, до)
От ноты си♭ - (си♭, ми♭, соль) - ми♭ мажор
От ноты соль♯ - (соль♯, до♯, ми) - до♯ минор

Обращения септаккорда

В септаккорде ноты расположены от основания по интервалам: 3, 5, 7 (терция, квинта, септима).

Обращения получаются такие:

  • С терцовым тоном в основании интервалы получаются: 3, 5, 6. Обращение называется квинтсекстаккорд. Обозначение: мБ65, бБ65 и т.п.
  • С квинтовым тоном в основании интервалы получаются: 3, 4, 6. Обращение называется терцквартаккорд. Обозначение: мБ43, мМ43 и т.п.
  • С септимой в основании интервалы получаются: 2, 4, 6. Обращение называется секундаккорд. Обозначение: мУм2, бБ2 и т.п.

Обозначение через бас

Обращение определяется по основанию, остальные ноты могут быть разбросаны по октавам как угодно. Поэтому часто пишут основной аккорд и бас. Например: C/E - секстаккорд до мажора. D7/A - малый мажорный терцквартаккорд ре мажора.

Бывает, что нота в басу не учитывается при написании названия аккорда. Например: Am/G - то же самое что Am7/G - секундаккорд ля минора, Em/C - то же что Cmaj7 - большой мажорный септаккорд до мажора.