Нота

Нота - обозначение музыкального звука.

В современной музыкальной системе приняты следующие названия нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они образуют семь ступеней диатоники (наиболее распространённая система для обозначения соотношений между нотами). Между ними также есть промежуточные, для обозначения которых используют знаки альтерации (о них далее).

В физике высота звука определяется частотой (в Герцах, Гц) звуковых колебаний. В музыке за точку отсчёта взята частота 440 Гц - это нота ля первой октавы.

Октава

Звуки, частоты которых отличаются в 2, 4, 8 раз, кажутся похожими нашему слуху и имеют схожие свойства в музыкальном построении. Более того, исходя из свойств звуковых колебаний, при звучании физического инструмента всегда вместе со звуком основной частоты (основного тона) звучат также, в том числе, и звуки частотой в 2 и в 4 раза больше (обертона). Расстояние между двумя звуками, частоты которых отличаются в 2 раза, называют октавой.

Также октавой называют диапазон звуков шириной 1 октаву. За основную ноту при разделении на октавы используют ноту до. То есть октава - звуки от ноты "до" до ноты "си". Частота 440 Гц это ля первой октавы.

Вверх от первой октавы по порядку идут: вторая, третья, четвёртая, пятая.
Вниз от первой октавы по порядку идут: малая, большая, контроктава, субконтроктава.

С периодом в октаву все названия нот повторяются, изменяется только название октавы. То есть частота 220 Гц соответствует ноте ля малой октавы, 1760 Гц - ля третьей октавы и т.п.

Тон

В современной музыкальной системе используется равномерно темперированный строй: октава (расстояние) делится на 12 частей (в которых одинаковое отношение частот), и получается полутон - музыкальная единица измерения высоты. Два полутона образуют тон. Таким образом, тон - расстояние между звуками, отношение частот которых равно корню 6 степени из 2 (примерно 1,122462048).

Расстояние между нотами в тонах

Между нотами в одной октаве расстояния будут такие:

До - ре: 1 тон
Ре - ми: 1 тон
Ми - фа: 0,5 тона (полутон)
Фа - соль: 1 тон
Соль - ля: 1 тон
Ля - си: 1 тон

От ноты си до ноты до следующей октавы остаётся 0,5 тона (так как октава - 6 тонов).

Знаки альтерации

В музыке используются знаки, которые повышают или понижают звук без изменения названия ноты. Чаще всего используются диез(♯) и бемоль(♭). Диез повышает звук на полтона, а бемоль понижает на полтона. То есть нота до-диез на полтона выше чем до. Нота соль-бемоль на полтона ниже чем соль.

В записи на нотном стане также часто встречается знак бекар(♮). Он отменяет действие любых других.

Иногда используются дубль-диез(𝄪) и дубль-бемоль(𝄫). Они повышают (или понижают, соответственно) ноту на тон.

Добавление знаков альтерации не меняет ступень звукоряда. Ми-бемоль это та же ступень, что и ми. И соль-дубль-диез - та же ступень что и соль.

Таким образом, любой звук можно представить в нотах несколькими способами. Например, соль-диез и ля-бемоль (в одной октаве) это один и тот же звук. Си-диез, до и ре-дубль-бемоль это тоже один и тот же звук. Однако не всегда грамотно заменять обозначение на другое, обозначающее тот же звук (соль-диез на ля-бемоль и т.п.), так как это разные ноты, разные ступени звукоряда и они будут иметь разное значение и свойства в музыкальной теории.

Буквенные обозначения

В записи часто используются обозначения нот латинскими буквами. Есть две наиболее распространённые системы обозначения:

Английская нотация:
A ля
B си
C до
D ре
E ми
F фа
G соль

Немецкая нотация:
A ля
B си-бемоль
C до
D ре
E ми
F фа
G соль
H си

Знаки альтерации добавляются просто приписыванием справа: F♯, D♭; либо приписыванием буквенных окончаний -is(диез) и -es(бемоль): Cis, Ges (исключения: ля-бемоль и ми-бемоль: As и Es).

В немецкой нотации запись H♭ это ошибка, вместо этого пишут B. При этом остальные знаки (например: си-диез, си-дубль-бемоль) используют H: H♯, H𝄫.
В английской нотации таких исключений нет.

В англоязычных странах (в т.ч. в США) наиболее распространена английская система, в остальном мире (в т.ч. в России) - немецкая.