Интервал
Интервал - сочетание двух нот.
Нижняя нота называется основанием интервала, а верхняя - вершиной. Когда говорят "Интервал на *n* ступени", имеют в виду, что эта ступень является основанием интервала.
Названия интервалов происходят от итальянских порядковых числительных. Название определяется количеством ступеней от нижней ноты до верхней (включительно).
1 - прима (одна и та же ступень)
2 - секунда (соседние ступени)
3 - терция
4 - кварта
5 - квинта
6 - секста
7 - септима
8 - октава
Например: (соль, си) это терция, так как включает 3 ступени: соль, ля, си.
(соль♯, си) это тоже терция, так как количество ступеней всё ещё равно 3: соль, ля, си.
(ре, ля) это квинта, так как включает 5 ступеней: ре, ми, фа, соль, ля.
(ре, ля♭) это тоже квинта, так как количество ступеней всё ещё равно 5: ре, ми, фа, соль, ля.
Интервалы также классифицируют по расстоянию между нотами в тонах. С помощью этой классификации можно различить такие интервалы как (ре, фа) и (ре, фа♯).
Основные интервалы:
- Прима
- Чистая - 0 тонов
- Секунда
- Малая - 0,5 тона
- Большая - 1 тон
- Увеличенная - 1,5 тона
- Терция
- Малая - 1,5 тона
- Большая - 2 тона
- Кварта
- Уменьшённая - 2 тона
- Чистая - 2,5 тона
- Увеличенная - 3 тона
- Квинта
- Уменьшённая - 3 тона
- Чистая - 3,5 тона
- Увеличенная - 4 тона
- Секста
- Малая - 4 тона
- Большая - 4,5 тона
- Септима
- Уменьшённая - 4,5 тона
- Малая - 5 тонов
- Большая - 5,5 тонов
- Октава
- Чистая - 6 тонов
Можно определять по расстоянию в тонах и другие виды интервалов, но на практике они редко встречаются.
Такие интервалы (не шире октавы) называются простыми. Интервалы больше октавы, но меньше двух октав (например, нона - 9, или децима - 10), называются составными и могут быть представлены в виде: октава + простой интервал. Они наследуют свойства простых интервалов (нона, как и секунда, бывает малая, большая и увеличенная).
Интервалы шире двух октав обычно не рассматриваются (в случае необходимости тоже могут быть представлены как простой интервал через *n* октав).
Некоторые интервалы обозначают одну и ту же пару звуков, хотя являются разными. Например, большая терция (ми, соль♯) и уменьшённая кварта (ми, ля♭). Это всё ещё разные интервалы, их нельзя путать и заменять один на другой. В музыкальной теории имеет значение не только конкретное звучание, но и функция этого звучания в общем контексте, связь этого звучания с окружающими звуками. Такая функция связана со ступенью, которую звук занимает в текущем контексте.
Примеры:
(фа, ля) - терция, так как 3 ступени (фа, соль, ля), большая, так как от фа до ля 2 тона.
(ми♭, си♭) - квинта, так как 5 ступеней (ми, фа, соль, ля, си), чистая, так как от ми♭ до си♭ 3,5 тона.
(ре♯, си) - секста, так как 6 ступеней (ре, ми, фа, соль, ля, си), малая, так как от ре♯ до си 4 тона.
(соль, ля♯) - секунда, так как 2 ступени (соль, ля), увеличенная, так как от соль до ля♯ 1,5 тона.
Кратко интервалы обозначаются цифрой и буквенным сокращением.
Например:
м3 - малая терция
ум7 - уменьшённая септима
б6 - большая секста
ч5 - чистая квинта
ув4 - увеличенная кварта
Обращение
Если в простом интервале нижнюю ноту перенести на октаву вверх (поменять порядок нот, сделать вершину основанием), получится обращение интервала. Например, чистая кварта (фа, си♭) - обращение чистой квинты (си♭, фа). Большая терция (ля, до♯) - обращение малой сексты (до♯, ля).
Сумма расстояний интервала и его обращения - 6 тонов (так как обращение - перенос нижней ноты на октаву вверх). Также сумма цифр, соответствующих количеству ступеней в интервале и его обращении всегда будет 9 (октава - 8, и одна ступень посередине посчитана дважды). Таким образом, обращение малой секунды - всегда большая септима, обращение малой сексты - всегда большая терция и т.п.